Для каждого народа – свой посланник. Коран. Сура 10, стих 47

Для каждого народа – свой посланник.

Слушайте голос певца!
Песня его разбудит
Ваши сердца
Словом Творца —
Слово было, и есть, и будет.

Уильям Блейк. «Песни познания»

…Особенно заботила Бекки судьба хромого от рождения Кязима.

…Особенно заботила Бекки судьба хромого от рождения Кязима.


Потому он и отдал его учиться к эфенди в Шики. Мальчик быстро усвоил арабское письмо, выучился читать; большему эфенди аула Шики научить его не мог, и отец отправил сына в Безенги.

После трех лет учебы безенгиевский эфенди предложил Бекки отвезти Кязима в лескенское медресе. Бекки послушался совета — его хромой сын мог стать муллой в родном ауле, а это гарантировало безбедную жизнь ему и его семье.

Он не стремился к популярности, известности…

Он не стремился к популярности, известности…

Ведь люди и без этого знали Кязима-хаджи; речитатив сочиненных им строчек звучал повсюду, где собирались балкарцы. Поэзия Кязима не отрывалась от жизни и страстей своего народа, поэтому она стала свидетельством подлинно национального духа и выражением душевных чаяний его соплеменников.
С высоты дня сегодняшнего, облегчающего понимание его жизненной миссии, можно без преувеличения сказать, что сам Кязим был душой Балкарии.

Слова Кязима…

Слова Кязима…

Слова, которые Кязим извлекал из родного языка, были для него живыми, поэтому люди, слушая его, прозревали: однообразная рутинная жизнь их, подчиненная выживанию, становилась интереснее, значительнее, многообразнее, может быть, даже драматичнее, чем они сами понимали.
В общем, он проявлял, делал видимой и ощутимой ту невыносимо тяжкую повседневную жизнь, одновременно показывая, что есть красота, любовь, вера.

u

Официальный сайт балкарского поэта Кязима Мечиева создан при информационной поддержке Издательства Марии и Виктора Котляровых
и финансовом содействии фонда «АССИЯ»

d

Отцом балкарской литературы по праву считается Кязим Мечи-ев. Этому большому поэту маленького народа довелось еще до ре-волюции расчищать поэтическую балкарскую ниву, собирать семе-на, сеять их и сторожить посев от истребления и потравы.

В творческой биографии Мечиева различаются два периода: до-революционный и советский. Многие стихи и песни поэта, создан-ные им до Великой Октябрьской революции, затерялись или дошли до нас лишь частично, а целый ряд его произведений вошел в устно-поэтическое творчество балкарского народа. Из произведений, со-зданных поэтом еще в XIX веке, обращает на себя внимание песня «Жалоба горянки». В ней Кязим рассказывает о прошлой мрачной жизни балкарцев, когда везде были видны «насилия черные следы». Певец с большой поэтической силой, в духе фольклорной традиции нарисовал жизнь девушки-горянки, которую родители оторвали от любимого и продали «за дюжину тощих баранов и тройку угрюмых ослов» старику-тирану. Измученная и оскорбленная горянка «серд-цем стремится» к своему любимому. Обращаясь к нему, она гово-рит: «Я жду тебя ночи и дни, со дна беспросветного ада ты в горы меня подними». Но «суровы законы для бедных людей». Ее воз-любленный тоже рожден «в сакле сырой», тоже вспоен «не айраном, а горем и дымной нуждой». К концу песнь превращается в плач. Любовь горянки, как птица, бьется «в холодных руках старика». <…>

Уже для дооктябрьского творчества К. Мечиева характерно большое тематическое разнообразие. Он пишет философские стихи «Правда», «Труд», «Что делать мне?», «Смерть придет», поэму о страданиях народа «Раненый тур». Свое внимание поэт сосредото-чивает на политических событиях, которые определяли судьбу народа. В стихотворении «1914 год» день начала Первой мировой войны народный поэт назвал «черным днем».

В мир пришел черный день, 
Много горя принес он – черный день,
Рыдать нас заставил черный день,
Землю сжигает черный день.

 

В его стихах о труде мы находим мудрые изречения: «...дурной человек только ленится... лентяй – ходячий мертвец». В труде поэт видел мудрость жизни и назначение человека. В нем он находил утешение и радость...
Поэт утверждает, что творения человека бессмертны, они силь-нее и старости, и самой смерти. Не все подвластно смерти, говорил мудрый Кязим. Смерть приходит, но «только тело человека берет с собой». То же, что человек создал, в том числе и стихи поэта, «оста-ется на земле».

Обладая богатейшими познаниями и большим жизненным опы-том, впитав в себя мудрость народа, Кязим Мечиев превыше всего ставил правду народную и вдохновенно говорил о ее необоримости. Одним из лучших его стихотворений по праву можно назвать стихотворение «Правда»... даже в подстрочнике нельзя не ощутить глубины философской мысли и поэтической прелести. Правда представляется поэту в виде скалы, которая никогда «не разрушится». И нет ничего сильней правды. «Она не за-блудится в тумане», «она не погибнет, сорвавшись со скалы». Это она «насильникам свалила головы... спаслась от царей... вылетала из темниц». Ее, как говорит поэт, «железные путы не сгубили». Правда «не умрет, не сгинет, ни один меч не перерубит ее; копыта коня насильника не раздавят ее, и кинжал не врежется в сердце ей». В стихах Мечиева дооктябрьского периода слышится стон подневольного народа*.

Д. Бычков, В. Пипинис

 

*Балкарские советские писатели. Нальчик, 1958. С. 15–16, 18–19

 

Кязим: услышанное слово…

К. Бауаев

  Между тем характерно, что «чужбина» для Кязима Мечиева в свете его скитальческой б

Подробнее
А. Теппеев

  Кязим Мечиев первым сделал балкарскую речь языком литературы. Он развил и значител

Подробнее
Д. Бычков, В. Пипинис

Отцом балкарской литературы по праву считается Кязим Мечи-ев. Этому большому поэту мал

Подробнее
Б. Чипчиков

  …Кязим как слепок, реальное воплощение балкарской первосу-ти. В кузне своей он вык

Подробнее

Видео

vid kd

vid at

vid mn

 

Контакты

Последнее событие

Кязимовские чтения. Октябрь 2014 г.

Все фотографии

Из биографии…

Родился в семье ремесленника. Был с рождения хромым, но, как и другие братья, помогал отцу в кузнице. Отец поэта, будучи сам необразованным, страстно желал учёбы сына и сызмала отдал его на учёбу к эфенди в Безенги, а спустя 3 года отправил в Лескенское медресе.

Получив духовное образование в лучших медресе Северного Кавказа, Мечиев совершает свое первое паломничество в Мекку (известно, что поэт дважды побывал в странах Ближнего Востока: в 1903-м, 1910-м).

8 марта 1944 года был депортирован вместе со всем народом в Среднюю Азию. Умер 14 марта 1945 года в Талды-Курганской области Казахстана. В 1999 году останки Кязима Мечиева были перевезены и преданы родной земле в городе Нальчике

Благодарность

Создание сайта великого балкарского поэта Кязима Мечиева было бы сложно реализуемым без участия ценителей и поклонников его поэзии. Выражаем  слова искренней благодарности и глубокую признательность за взаимное сотрудничество и отзывчивость на всех этапах разработки и создания  сайта К. Мечиева:

Абдуллаху Бегиеву, заместителю председателя Союза писателей Республики Кабардино-Балкария —  харизматичному и энергичному балкарскому поэту и просто хорошему человеку!

Мурадину Ольмезову — талантливому балкарскому поэту, драматургу!

Борису Темукуеву, автору трехтомника «Спецпереселенцы» — замечательному человеку, без мудрости и проницательности которого было бы сложно принимать правильные решения!

Марии и Виктору Котляровым, авторам книги «Балкария: боль и гордость. Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве», профессионалам своего дела и просто хорошим людям!

Ахузат Мишаевой, главному редактору программ на балкарском языке ГУ ВТК «Кабардино-Балкария» — доброй, искренней и просто обаятельной женщине!

Фонд «АССИЯ»