Для каждого народа – свой посланник. Коран. Сура 10, стих 47

Для каждого народа – свой посланник.

Слушайте голос певца!
Песня его разбудит
Ваши сердца
Словом Творца —
Слово было, и есть, и будет.

Уильям Блейк. «Песни познания»

…Особенно заботила Бекки судьба хромого от рождения Кязима.

…Особенно заботила Бекки судьба хромого от рождения Кязима.


Потому он и отдал его учиться к эфенди в Шики. Мальчик быстро усвоил арабское письмо, выучился читать; большему эфенди аула Шики научить его не мог, и отец отправил сына в Безенги.

После трех лет учебы безенгиевский эфенди предложил Бекки отвезти Кязима в лескенское медресе. Бекки послушался совета — его хромой сын мог стать муллой в родном ауле, а это гарантировало безбедную жизнь ему и его семье.

Он не стремился к популярности, известности…

Он не стремился к популярности, известности…

Ведь люди и без этого знали Кязима-хаджи; речитатив сочиненных им строчек звучал повсюду, где собирались балкарцы. Поэзия Кязима не отрывалась от жизни и страстей своего народа, поэтому она стала свидетельством подлинно национального духа и выражением душевных чаяний его соплеменников.
С высоты дня сегодняшнего, облегчающего понимание его жизненной миссии, можно без преувеличения сказать, что сам Кязим был душой Балкарии.

u

Фонд культуры имени Кязима Мечиева

#КФКМ

              

     

Официальный сайт балкарского поэта Кязима Мечиева

 

Все, что писалось Кязимом, писалось во имя любви… Личностных, интимных стихов о любви мало – и здесь тоже знаки добро-вольных ограничителей. Как поэт с мощным лирическим началом, он, конечно, язычник с темпераментным, торжественным культом красоты и жизни. И эта нота прорывается сквозь определенность основных тем. Вольный линзовый пучок прорывается, как сквозь плотину, сквозь его обязательства. Именно в любовной лирике проступает объем утаенного и отклоненного – здесь не столько власть традиции, обязывающая к сдержанности; не столько религиозное мирочувствование, диктующее меру позволительного, – эти указатели он обновлял и перекраивал с энергией мятежа. Первоплановость народной проблематики и преобладание как инстинктивных, так и сознательно установленных национальных задач, личностное постижение тайны любви оттягивали в зону запретных тем.

Если бы Кязим отдался этой стихии, она бы подчинила его себе, и он бы стал великим певцом любви. Осмелюсь предположить, что он решил: тема не совпадает с его выбором и его заданием. Не нам судить, имел ли он на это право. Не определить, каких усилий это ему стоило, не увязать общепринятые теории о творчестве как о самоосвобождении с само¬ограничением и контролем Кязима. Мы просто должны помнить, что все, что им выговорилось и сохрани-лось, параллельно сопровождает такое же значительное и ценностное молчание. Мы должны удивиться тому, что, вопреки добровольным, великим ограничениям, он умудрился выхлестнуть свою Песнь любви. И эта Песнь пронизана аурой первотворения. Все и на все времена впервые: «дым из трубы», «птица из другого мира», «волна, накрывающая волну», «пламя от раны», «перевернувшийся челнок» – слова, образы, мелодия разбрасывают, раздирают паутину будней и теней, рвутся к небу. «Ушел, так и не наглядевшись на тебя», «красиво то, что любит сердце», «любовь приходит, как трава, сквозь камень пробиваясь иногда», иногда она летит, как «птица рая», – старые и вечные слова сказаны Кязимом впервые и сказаны незабываемо. У любви старых слов нет. Даже посредственные литераторы, столкнувшись с этим чувством, подвергаются иногда удивительным и прелестным метаморфозам. У заурядного ремесленника с тусклой и нищей душой вдруг вырываются живые и свежие слова. А когда о любви говорит гений, он обновляет мир новорожденными словами. Никто и никогда не произносил: «Угаданное (ясное) слово – как любимое лицо» – метафора из стихотворения «Напоминания» – завершенная и пронзительная поэма: «любовь приходит, как неожиданная смерть»; крушение – другая поэма (стихотворение «Перо и молот – мое состояние»). «Ажымлы ажал» – в семантике этого образа заложено понятие о столкновении, обрубающем все *.

Р. Кучмезова

*«И мой огонь горел…»: Эссе о Слове Кязима. Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 86–88.

 

 

Кязим: услышанное слово…

Д. Бычков, В. Пипинис

Отцом балкарской литературы по праву считается Кязим Мечи-ев. Этому большому поэту мал

Подробнее
М. Киреев

  Необычная песня имела и необычного творца. Сложил ее горец-кузнец, житель заоблачн

Подробнее
Е. Жабоева-Тетуева

  Внутренняя энергия Кязима столь сильна, могуча собранность духа, богатство мыслей

Подробнее
С. Джанибекова

  Сейчас, по прошествии многих десятилетий, становится очевидным, что произведения К

Подробнее

Видео

vid kd

vid at

vid mn

 

Контакты

Электронная почта: fondkazimamechieva@mail.ru

Номер телефона: 8(928)-080-05-23

                            8(988)-929-74-98

Instagram: fondkazimamechieva

Последнее событие

Кязимовские чтения. Октябрь 2014 г.

Все фотографии

Учредители Фонда

Мечиев Батырбек Ильясович

Мечиева Люба Сагидовна

Попечительский совет

Макитов Руслан Зейтунович

Муртазов Ахмат Ибрагимович

Биттиров Алим Исмаилович

                 

Директор Фонда культуры имени Кязима Мечиева   

Аппаева Лариса Мустафаевна

                                               

  Благодарность 

Выражаем благодарность Жангуразову Кральбий, за помощь в создании сайта